С 15 по 28 ноября ГМИИ имени А. С. Пушкина проведет пятый международный инклюзивный фестиваль «Карта уязвимости». Мероприятие объединит проекты, связанные с доступностью в разных городах.
Во время фестиваля пройдут события во всех филиалах Пушкинского музея — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске и Владикавказе. Часть мероприятий проведут онлайн.
В программе фестиваля:
15 ноября 2021, 18:05
15 ноября 2021, 19:05
15 ноября 2021, 20:05
15 ноября 2021, 21:05
15 ноября 2021, 22:05
15 ноября 2021, 23:05
16 ноября 2021, 00:05
16 ноября 2021, 01:05
16 ноября 2021, 02:05
16 ноября 2021, 03:05
16 ноября 2021, 04:05
Гости: Джеймс Брэдберн – директор Пинакотеки Брера (Милан) и Евгения Киселёва – куратор фестиваля, руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
V Международный инклюзивный фестиваль “Карта уязвимости” пройдет в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с 15 по 28 ноября 2021 года в гибридном (онлайн и офлайн) формате, а также примет форму зина, где будет собрана документация проектов, переосмысляющих инаковость, включение и разнообразие и реализованных в разные годы в Пушкинском музее и филиалах ГЦСИ.
Само понятие “инклюзия” мы (в контексте фестиваля и наших стремлений в будущем) понимаем как создание культурной среды без исключенных, которые могут относится к совершенно разным группам людей. И физические ограничения – далеко не все, что может сделать нас исключенными из процесса. В крупных городах России тема вовлеченности и построение удобной среды для всех развивается семимильными шагами. Во многом именно музеи взяли на себя роль такого “локомотива”, что правильно и говорит вообще о смещении функции музеев только из зоны экспонирования, исследования, хранения и изучения коллекций, музеи превратились и городские СМИ, и в клуб по интересам и просто в места, куда приходят люди, чтобы общаться.
В этой программе мы говорим о фестивале, об опыте Пушкинского музея и Пинакотеки Брера.
Ведущая: Ксения Ламшина.
В музее Пушкина открылся международный инклюзивный фестиваль
Это уже пятый по счёту фестиваль, посвящённый инклюзии, который проводится музеем в рамках программы «Доступная среда». С 15 по 28 ноября представители российских и зарубежных музеев обсудят самые прогрессивные формы работы культурных учреждений с людьми с инвалидностью. Программа также включает специальные экскурсии, адаптированные для аудитории с разными возможностями.
Дискуссии о том, как рассказывать об искусстве разным аудиториям и может ли искусство стать универсальным языком общения, проходят в офлайн и онлайн формате. О своем опыте расскажут представители Музея русского импрессионизма и Третьяковки, галереи Уффици и Пинакотеки Брера, венского Музея истории искусств, государственных музеев Берлина, Национального Тайваньского музея изобразительных искусств в Тайчжуне и других.
Программа фестиваля включает мероприятия во всех филиалах Пушкинского музея – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске и Владикавказе.
На открытии фестиваля его кураторы Евгения Киселёва и Егор Рогалёв прокомментировали название «Карта уязвимости», которое фестиваль принял в этом году: «Принятие собственной уязвимости в первую очередь связано с отказом от веры в единичного субъекта и осознанием всеобщей взаимозависимости. В таких условиях инклюзию можно мыслить как сложный процесс создания культурной среды без исключенных, где любой опыт и особенности могут обогащать и трансформировать друг друга, где развитие невозможно без разнообразия тел, способов восприятия, подходов, разных видов опыта и способов идентификации».
В рамках фестиваля пройдут мероприятия с переводом на русский жестовый язык и тифлокомментированием, состоятся встречи в постоянной экспозиции для детей с особенностями развития и многое другое.
Подробная программа фестиваля доступна по ссылке.
Экскурсия на жестовом языке
О ГМИИ им. Пушкина и программе «Доступная среда»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох от Древнего Египта и античной Греции до начала XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
С января 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
«Доступный музей» – инклюзивный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, направленный на повышение доступности образовательных и выставочных программ для разных категорий посетителей. С 2016 года в рамках проекта проводятся экскурсии на русском жестовом языке, мероприятия с тифлокомментированием, творческие мастер-классы для детей и подростков с особенностями развития, а также дискуссии с профессионалами, родителями, тьюторами и экспертами, посвященные работе с посетителями с инвалидностью.
Светлана Бобкова. Глухой гид в ГМИИ им. А. С. Пушкина»
ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит ежегодный Международный инклюзивный фестиваль. Программа включает звуковые и пластические перформансы, спектакли, экскурсии, тактильные мастер-классы, занятия на русском жестовом языке, кинопоказы, мультисенсорные работы современных художников. Все мероприятия предназначены для всех желающих, включая людей с ограниченными возможностями.
В дни фестиваля проходит научно-практическая конференция «Доступный музей», на которой, среди прочих, обсуждаются темы доступной безбарьерной среды, универсального и адаптивного дизайна. Уникальность события в его междисциплинарном характере. Вместе с музейщиками и по их инициативе перспективы общего благополучия обсуждают художники, ученые, арт-терапевты и педагоги.
Марина Лошак, Евгения Киселева, Александр Светаков на открытии V Международного инклюзивного фестиваля в ГМИИ им. А. С. Пушкина
Пятый по счету фестиваль, стартовавший 15 ноября 2021 года, получил название «Карта уязвимости». Федеральный музей связывает на этот раз в единое пространство Москву, Владикавказ, Екатеринбург, Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Томск. К голосам российских спикером присоединяются специалисты из Галерей Уффици и Палаццо Строцци (Флоренция), Пинакотеки Брера в Милане, Музея истории искусств в Вене, Государственных музеев Берлина, Национального Тайваньского музея изобразительных искусств в Тайчжуне, Музея Шпренгеля в Ганновере и др.
«Принятие собственной уязвимости в первую очередь связано с отказом от веры в единичного субъекта и осознанием всеобщей взаимозависимости, — комментируют кураторы Евгения Киселева и Егор Рогалев так формулируют тему. — В таких условиях инклюзию можно мыслить как сложный процесс создания культурной среды без исключенных, где любой опыт и особенности могут обогащать и трансформировать друг друга, где развитие невозможно без разнообразия тел, способов восприятия, подходов, разных видов опыта и способов идентификации».
Посол Италии Джорджо Стараче
«Это важное событие демонстрирует инициативы, которые делают искусство и культуру доступными для людей с инвалидностью, — продолжает Ребекка Макгиннис, ведущий специалист по инклюзивным и образовательным проектам Музея Метрополитен, Нью-Йорк. — За последние полтора года мы все столкнулись с невообразимыми трудностями из-за COVID-19. Люди с ограниченными возможностями были особенно уязвимы к пагубномувоздействию самого вируса, а также к продолжающейся социальной изоляции и экономическим трудностям, вызванным пандемией. Учреждения культуры должны сыграть жизненно важную роль в предстоящем восстановлении. Создавая широкие возможности для общения с искусством и друг с другом — виртуально или лично, — мы поддерживаем жизнестойкость и благополучие наших сообществ».
Музей выражает благодарность за помощь в организации программы «Доступный музей» Благотворительному фонду «Абсолют-Помощь», фонду «Свет» и лично председателю общего собрания фонда Александру Светакову. Организаторы признательны Посольству Италии в России, а также Австрийскому культурному форуму.
Больше информации по ссылке.
• «Карта уязвимости» – V Международный инклюзивный фестиваль, ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 28 ноября.
Ruarts Foundation: выставка Lady Dior As Seen By
20 апреля 2023, 22:30
20 апреля 2023, 23:30
21 апреля 2023, 00:30
21 апреля 2023, 01:30
21 апреля 2023, 02:30
21 апреля 2023, 03:30
21 апреля 2023, 04:30
21 апреля 2023, 05:30
21 апреля 2023, 06:30
21 апреля 2023, 07:30
21 апреля 2023, 08:30
Как проводились махинации с “Пушкинской картой”
Еще одно уголовное дело возбуждено в рамках расследований махинаций с “Пушкинской картой” – 20 апреля арестована Ольга Ярилова. С 2018 и до сентября 2022 года она была заместителем министра культуры. Ярилову обвиняют в злоупотреблениях служебными полномочиями.
По “Пушкинской карте” ребятам предлагают посещать просветительские и культурные мероприятия, но Ярилова включила в нее визит в квази-музей мороженого, организацию отнюдь не просветительского направления. Это, по сути, кафе, где подростки наедались мороженым за государственный счет. Известно, что из госбюджета мошенники вывели таким образом около 125 миллионов рублей. Не исключено, что именно этот эпизод заинтересовал следствие.
“Министерству культуры РФ известно о задержании Ольги Яриловой, занимавшей до сентября 2022 года пост заместителя министра, и проведении в ее отношении процессуальных действий в рамках уголовного дела”, – прокомментировали ситуацию в Минкультуры России.
Еще 9 марта уголовные дела были возбуждены в Москве, Самаре и других городах. Следствием было установлено, что в 2022 году граждане Якубов, Гурбанов и Сафонов похитили из бюджета более 200 миллионов рублей. Трое мошенников-москвичей придумали хитроумную схему – они регистрировали массовые мероприятия, которые никто не собирался проводить, но билеты на них продавались по “Пушкинской карте”. Сами карты покупали у подростков за 4 тысячи рублей.
“Пушкинская карта” стала беспрецедентной благотворительной программой. Впервые о ней на “Прямой линии” 30 июня 2021 сказал президент России. Презентовали “Пушкинскую карту” в августе 2021 года, по этой уникальной программе государство выделяет средства на посещения театра, музея, библиотеки молодым людям от 14 до 22 лет.
Мошенничество мог выявить билетный оператор, когда несколько билетов покупалось на одну электронную почту. Казалось бы, “Пушкинская карта” защищена от недобросовестных людей, но проект запустили в августе 2021 года, а уже 8 сентября того же года министр культуры Ольга Любимова, посещая IT-парк в Белгороде, рассказала, что видит сообщения в TikTok – анонимы обещали за 300 рублей научить снимать подростков деньги с “Пушкинской карты”.
О том, что наглые махинации с “Пушкинской картой” достигли таких масштабов, президенту России сообщил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин 9 марта.
С начала действия программы “Пушкинская карта” Министерство культуры Российской Федерации и подведомственное ему ФКУ “Цифровая культура” ведут постоянный мониторинг интернет-пространства на предмет обнаружения мошеннических схем, связанных с выводом наличных средств с “Пушкинских карт”. Месяц назад Минкультуры и Минцифры начали разрабатывать проект создания электронного сертификата к “Пушкинской карте”.
16 ноября 2021, 09:31
16 ноября 2021, 10:31
16 ноября 2021, 11:31
16 ноября 2021, 12:31
16 ноября 2021, 13:31
16 ноября 2021, 14:31
16 ноября 2021, 15:31
16 ноября 2021, 16:31
16 ноября 2021, 17:31
16 ноября 2021, 18:31
16 ноября 2021, 19:31
В Пушкинском музее открылся Международный инклюзивный фестиваль
Пятый Международный инклюзивный фестиваль Музея изобразительных искусств имени Пушкина “Карта уязвимости” открылся в Москве. Российские специалисты и их коллеги из-за рубежа обмениваются опытом создания особенной культурной среды.
Виктория Берлизова по образованию социальный работник. Несколько лет назад прошла обучение неслышащих экскурсоводов в Пушкинском и с 2017-го стала гидом. “У меня дети слышащие, и очень часто, когда с детьми я приходила в музей, я понимала, что дети каким-то образом отделены. Что они делают? Глухие дети в таких семьях. И я решила, что буду проводить экскурсии для детей и семей, где есть глухие люди”, – рассказала экскурсовод Виктория Берлизова.
Сегодня в музее Пушкина пять гидов, которые проводят экскурсии на языке жестов. “Это тотально глухие люди, которые проводят, составляют свои авторские маршруты на русском жестовом языке. Все это возможно только благодаря поддержке наших искусствоведов- хранителей музея, потому что каждый маршрут проходит экзамен”, – сообщила куратор фестиваля, руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. Пушкина Евгения Киселёва.
Этот фрагмент работы Анри Матисса из экспозиции музея сделан из пластика. Тактильные макеты картин, а также копии древних скульптур – их, в отличие от экспонатов, можно трогать – созданы для незрячих и слабовидящих гостей музея. “Мы к выставке Сергея Щукина, например, делали лекционный курс, где мы на макетах рассказывали историю жизни и творчества Пабло Пикассо, или про коллекцию Щукина мы рассказывали на тактильных макетах”, – пояснила старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Наталья Кортунова.
“Этот фестиваль будет особенным, еще более широко развитым. Год назад у нас появился некий прирост внутри музея, мы обрели свои филиалы в шести городах страны – и в Томске, и в Нижнем Новгороде, Владикавказе, в Калининграде, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге. Это все очень разные места, в каждом из которых наши филиалы действуют по нашим же правилам. И этот фестиваль, который называется “Карта уязвимости”, протянул свои провода по всей стране”, – заявила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
В этом году на фестивале своими практиками работы с инклюзивной средой впервые поделятся музеи Италии. “Очень приятно, что такие крупные итальянские музеи, как галерея Уффици, Палаццо Строцци, Пинакотека Брера с большим энтузиазмом откликнулись на предложение поучаствовать в этом фестивале. Это подтверждает, что музей Пушкина находится в авангарде, занимаясь темой инклюзивности, которая имеет очень важное общественное значение”, – отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джорджо Стараче.
Цель фестиваля – чтобы со временем слово “инклюзия” исчезло из всех программ Пушкинского, и люди, которые иначе воспринимают мир и для которых нужно находить новые формы общения, без труда посещали музей.