С 1 сентября 2021 года стартовал культурный проект, который по замыслу государственных чиновников, должен приобщить молодежь к посещению культурных мероприятий. Однако уже сейчас интернет пестрит сообщениями о продаже «Пушкинских карт». Законно ли заниматься куплей-продажей «Пушкинских карт», можно ли привлечь продавца за мошенничество? Этот вопрос Bankiros.ru обсудил с Аленой Талаш, основателем и управляющим партнером ГК «РосКо» и пресс-службой «Авито».
«Пушкинская карта» из пропуска в мир искусства рискует стать для подростков билетом в криминал. Почему попытка культурно обогатить российских подростков грозит обернуться масштабными махинациями, разбирался корреспондент ИА REGNUM.
Кончаловский Петр. Портрет поэта Александра Пушкина. 1932
Возможность бесплатно посещать театры, музеи и другие учреждения культуры вызвала настоящий ажиотаж среди подростков. Но радоваться этому не стоит. Бурные обсуждения российской молодежи касаются не споров о том, посетить ли им сперва Эрмитаж, а уже потом Русский музей, или наоборот. Подрастающее поколение зачастую взволновано совершенно другими вопросами: например, как обналичить с «Пушкинской карты» депозит в 3 тыс. рублей или вместо театра посетить концерт какого-нибудь рэпера.
По крайней мере к такому выводу можно прийти, изучив социальные сети, молодежные чаты в мессенджерах и сайты с объявлениями. Сперва в цифровой среде царила настоящая вакханалия вокруг «Пушкинских карт». Все, кому не лень, обсуждали как лучше потратить депозит в обход прямого назначения. Вопрос о том, что карта эта предназначена для культурного досуга, не стоял в принципе. На сайтах с объявлениями без труда можно было найти предложения о покупке карты. Как убедился корреспондент ИА REGNUM, сейчас ситуация немного изменилась. Крупные площадки, видимо, блокируют такие лоты. Поэтому количество публикаций сократилось, но найти предложение приобрести карту по цене в 2 тыс. рублей все еще можно.
При этом одними частными объявлениями дело не ограничивается. Как выяснил корреспондент ИА REGNUM, мошенничества с «Пушкинской картой» буквально поставлены на поток. Только в Telegram удалось найти с десяток каналов, которые предлагают помочь всем желающим обналичить предназначенные на культурную программу средства. Заманивают клиентов такими объявлениями:
«Выведем деньги на любую дебетовую или виртуальную карту РФ. Тратить можно будет куда угодно!»
«Уже получили «щедрость» от правительства в виде Пушкинской карты?! Не знаете, как вывести деньги? Не хотите тратить свои кровные на музеи и театры? Нет времени заниматься этим вопросом? Мы поможем».
«Дорогие друзья! Внимательно прочтите этот пост. А потом строчите менеджерам. СТОИМОСТЬ СПОСОБА 299Р! Халявы нет. Не нужно писать с фразами «Снимите деньги, и заберите себе сами процент». Мы продаём СПОСОБ, обналичиваете вы САМИ! Люди с предложениями «Сначала обналь, потом скину» сразу будут лететь в чс». Вас очень и очень много! Менеджеров всего 2 человека! Всем отвечаем в порядке очереди! Если вы спамите, вы будете получать ответ ещё дольше».
Презентация Пушкинской карты
И это только часть рекламных объявлений, которыми пестрят посвященные «Пушкинской карте» телеграм-каналы. Схемы махинаций подробно описывают администраторы этих сообществ. Речь, в частности, идет о том, чтобы при помощи оплаты фиктивных услуг в «прикормленных» учреждениях культуры обеспечивать возврат денежных средств. Стоимость «обнала» варьируется от 99 до 990 рублей. Справедливости ради заметим, что предложения эти больше напоминают мошенничество и попытки нажиться на неопытных подростках, всерьез рассчитывающих, что после перевода средств им помогут получить 3 тыс. рублей «кэшем» или на карту.
Однако, показателен здесь сам факт, что такие схемы пользуются спросом. О востребованности говорит то, что на телеграм-каналы, предлагающие «обнал» с «Пушкинских карт», подписаны от нескольких до десятков тысяч человек. Усугубляют ситуацию уязвимости в системе защиты карты. Из-за пробелов в ней некоторые подростки, по сообщениям СМИ, смогли приобрести за счет «Пушкинской карты» билеты на концерт поп-звезды и другие развлечения. Махинации в итоге вскрылись, но виновников наказывать не стали, пообещав вместо этого оперативно устранить все бреши в защите карты.
«Параллельно происходит вот такая штука: например, к нам в редакцию пишут правильные родители правильных школьников, которые жалуются, что на «Пушкинскую карту» ничего они купить не могут! (возможно, они просто Клаву Коку не пробовали, не знаю). Оператор проекта — «Почта Банк» — разводит руками: типа у нас, говорят, масштабный сбой. Ничего не работает, но мы стараемся. Вот, прямо сейчас стараемся, потом перерыв на обед, а после снова будем стараться до 18:30», — написал ТГ-канал.
Пушкинская карта разработана при поддержке Почта-банка
«Как можно было не предугадать, что с «народом опять не повезёт»? Да, дети — это дети. Большинству из них интереснее условный моргенштерн, чем условный Эрмитаж. Наверное, сделать с этим что-то можно, но сложно. Удачные попытки есть. Например, Российская Национальная библиотека в лице одного сотрудника пресс-службы ведёт очень неплохой тг-канал и даже делает отличные тик-токи. За которые, кстати, этого прекрасного мужчину чуть не уволили в своё время — типа, чо это такое? У нас тут не бордель. После вмешательства журналистов руководство сменило гнев на милость, но действительно классного контента, который заходил бы подросткам, стало в разы меньше», — высказал свою точку зрения «Выворот Смыслов».
С этой позицией телеграм-канала сложно не согласиться. Всем тем, кто сетует на «аморальное» поведение подростков, следовало бы вспомнить себя в их возрасте. Может быть, кто-то знает исторический период, когда молодежь предпочитала учебу развлечениям? Говорят, тягу к школе дети испытывали разве что в древнем мире и то только потому, что занятия избавляли их от тяжелого физического труда — в ту пору помогать родителям в хозяйстве было принято с самых ранних лет. Поэтому упреки в адрес подростков, предпочитающих современных исполнителей классике, выглядят не слишком состоятельными.
Едва ли заслуживает критики и сама идея с «Пушкинскими картами». Инициатива более чем здравая: дети должны развиваться не только интеллектуально и физически, но и культурно. Другое дело, что к её реализации стоило подойти более креативно. Параллельно с запуском проекта можно было хотя бы попытаться подготовить специальные программы, которые сделали бы театры и музеи интереснее для детей и подростков. Заняться этим не поздно и сейчас, причем самим учреждениям культуры. Кто, как не они, заинтересованы в росте выручки за счет посетителей. Таким образом театры и музеи, особенно в провинции, смогут приобщить детей к искусству и параллельно поправить свое материальное положение.
С чего все началось
Первым «пострадал» сервис бесплатных объявлений «Авито» – десятки объявлений с предложениями продать/обналичить карты появились на его просторах. Правда, стоит отдать должное, после первых же публикаций в СМИ площадка начала блокировать хитрецов, занимающихся обналичиванием пособий и продажей льгот.
Вот что Bankiros. ru рассказали в пресс-службе «Авито»
«Когда нам становится известно о неправомерном использовании нашей платформы и публикации подобного рода объявлений, мы немедленно предпринимаем необходимые действия, чтобы обеспечить нашим пользователям надежную платформу для продажи и покупки своих товаров. Действующие объявления о продаже «Пушкинских карт» будут заблокированы до конца дня и далее будут модерироваться ежедневно».
Таким образом, самый известный сервис блокирует такие объявления. Но иногда они все-таки проскальзывают в ленте.
Что представляют из себя Пушкинские карты
Как рассказала Алена Талаш, карта является своего рода аналог банковской карты, на которой есть определенная сумма на конкретные цели. Эти деньги выделены из федерального бюджета, общий объем инвестирования составил четыре млрд рублей. Номинал карты – три тысячи рублей, а с 1 января 2022 года можно получить карту номиналом в пять тысяч рублей.
Оформить «Пушкинскую карту» можно через сайт госуслуг, либо через отделение «Почта Банк».
«Пушкинская карта» позволяет молодежи бесплатно посещать театры, музеи, концертные залы, выставки, консерватории. Причем такая возможность дана не только столичной молодежи. Например, в Челябинской области к программе «Пушкинская карта» присоединилось уже 19 учреждений культуры.
«А вот воспользоваться картой для посещения концертов певцов из «шоу-бизнеса» нельзя. Тем не менее, в ряде случаев система дает сбой. Например, в Алтайском крае студентка купила билеты на развлекательный концерт поп-группы «Мэри Гу», воспользовавшись «Пушкинской картой». О таких случаях рассказывают сами студенты в социальных сетях, не отрицает их и управляющий отделением «Почта Банк». Подобные ситуации объясняются несовершенством системы и в скором времени, по словам разработчиков, должны быть устранены», – отметила спикер.
Торгуют все
Продавать и обналичивать «Пушкинские карты», как мы уже отметили выше, незаконно.
Поэтому объявления о продаже «Пушкинских карт» блокируются «Авито» согласно правилам о запрещенных товарах и услугах на «Авито». Эта банковская карта выдается бесплатно «Почта Банком» всем россиянам в возрасте от 14 до 22 лет, и ее баланс можно потратить только на культурный досуг. Продажа банковских карт противоречит российскому законодательству, а также цели проекта, который реализован исключительно для поощрения интереса молодежи к культуре.
«Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы пользователи размещали заслуживающие доверия объявления. Мы осуждаем любые формы торговли запрещенными законом товарами и услугами и блокируем публикацию подобного рода объявлений», – подчеркнули в пресс-службе сервиса.
Однако юные россияне умудряются продавать не только сами карты, но и схемы обналичивания денег с этих карт. Последнюю предлагается купить за 139 рублей. При этом сделать это на самом деле просто невозможно.
В качестве причин продажи значится невообразимый список факторов – от нужды в деньгах, до невозможности потратить баллы с этой карты. Последний пункт имеет место быть, потому как особенно в отдаленных регионах действительно существует проблема с культурно-массовым досугом. Получается, что до того самого мероприятия нужно еще добраться, а деньги на дорогу «Пушкинская карта» не выделяет. Тем не менее, вне зависимости от причин, продажа незаконна.
«Такая сделка представляет собой куплю-продажу именных карт. То есть продавец продает чужую именную карту покупателю. – отмечает Алена Талаш. – «Пушкинская карта» является банковской картой, которая может быть, как виртуальной, так и пластиковой. А значит, продавец передает банковскую карту третьему лицу».
При этом по правилам программы карта является персонифицированной и пользоваться ею может только сам владелец, а не третье лицо. Сделка по купле-продажи «Пушкинской карты» является ничтожной.
Спикер напомнила, что чиновники из Минкультуры РФ уже назвали такие операции мошенническими, а участники сделки могут понести административную ответственность. «Пушкинская карта» относится к социальным картам, на которой хранятся бюджетные деньги и ответственность может наступить по ст.159.2 УК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 30.11.2017 г. №48).
Может ли покупатель воспользоваться чужой картой?
Так как карта – именная, воспользоваться такой картой может только сам владелец. Получается, что покупатель не сможет воспользоваться чужой картой?
Теоретически – да, но на практике играет роль пресловутый «человеческий фактор».
По замыслу разработчиков, при посещении культурного мероприятия работник культурного учреждения должен сличить по предъявленным документам личность посетителя с владельцем «Пушкинской карты». В реалии кассир или билетер могут не сличать паспорт посетителя с данными билета, особенно, когда в театре или ином культурном учреждении поток посетителей. Тогда воспользоваться картой может другой человек.
Разработчики проекта уверяют, что в скором времени будет возможно персонифицировать билет по QR-коду, а также по фотографии как на виртуальной карте, так и на пластиковой карте.
А значит покупатель карты не сможет воспользоваться чужой «Пушкинской картой» и вынужден будет остаться ни с чем.
Что будет, если обнаружат незаконное получение карты?
Если билетер обнаружила, что посетитель пытается пройти на культурное мероприятие по чужой карте, то она вправе вызвать полицию для составления протокола.
«Притянуть» мошенника-продавца карты – не очень хорошая затея, ведь покупатель сам участвовал в незаконной сделке и догадывался о ее последствиях. Да и к моменту использования карты, контакты продавца могут «исчезнуть».
«Пока затея приобщить молодежь к культуре терпит фиаско. Возможно, не все молодые люди осведомлены о существующей программе. К сожалению, очень много людей увидело в этом мероприятии источник легкой наживы. Насильно заставить слушать Баха или посетить государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина невозможно», – заключила спикер.
Она отметила, что сейчас в Минкультуры РФ рассматривается вопрос выпуска «Гоголевской карты». Такая карта даст возможность молодежи бесплатно приобретать книги. Будет ли молодежь больше читать – покажет время.