История «тройки, семерки, туза»
Карточным играм подвержены многие мужчины вне зависимости от социального положения и уровня достатка. Великие писатели здесь не исключение. С роковым пристрастием не могли справиться Э. А. По, художник Клод Моне, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, М. Ю. Лермонтов, А.С.Пушкин.
Вот о последнем и поговорим сегодня.
Находясь в южной ссылке, он много внимания уделял пагубному пристрастию. Как вспоминал П. И. Бартенев, тот пристрастился к азартным играм и всю жизнь не мог избавиться от этой страсти.
Чаще всего играли в штосс и банк. Однажды поэту пришлось играть с братьями Зубовыми — офицерами. Один из них постоянно мухлевал во время игры. Пушкин проиграл и заметил со смехом, что такой проигрыш выплачивать, конечно, нельзя. Все закончилось тем, что Зубов вызвал поэта на дуэль.
Офицер промахнулся, Пушкин ответный выстрел делать не стал.
Существует также история о том, как однажды, играя в штосс с А. М. Загряжским, Александр Сергеевич проиграл почти все состояние. Единственное, что осталось — это только что написанная пятая глава «Евгения Онегина». Рукопись представляла собой немалую ценность. Поэту платили по 25 рублей за каждую строку. Ставку приняли, поэт проиграл.
Далее на кон он поставил два пистолета. Тут удача вернулась к нему, он отыграл все, что проиграл, и выиграл еще 1500 рублей.
Многие друзья упрекали его за карточное пристрастие, но ситуацию не могла исправить даже женитьба. Психологию карточного игрока Пушкин знал очень хорошо и сумел описать в «Пиковой даме». Поэт отметился даже в полицейских списках известных картежников. В документе за 1829 год он проходит под номером 36. Рядом стоит пометка «Банкомет». Уже после смерти поэта царь приказал расплатиться по всем его долгам. Часть из них были карточными на сумму 120 тысяч.
С «Пиковой дамой» связана интересная история. Прообразом главной героини послужила княгиня Наталья Петровна Голицына. Эту историю рассказал Пушкину его друг, молодой князь Голицын, внук княгини. Он поведал, как однажды, в 1873 году, в Париже графиня увлекалась азартными играми. Там ее называли «Московской Венерой» — настолько она была хороша собой. Она восседала в центре игрового стола и делал ставку одну за другой.
Княгиня Н. П. Голицына с сыном
Казалось бы, все идет хорошо, фортуна на ее стороне, с каждым ходом она выигрывает все больше и больше. Ставки растут. И происходит непоправимое: княгиня Голицына проигрывает все свое огромное состояние герцогу Орлеанскому. Ее муж Владимир Борисович Голицын хватается за сердце. Голицына величественно встает и покидает залу.
При этом событии присутствовал граф Сен-Жермен — мистик и аристократ. Отношение к нему было неоднозначное, для одних шарлатан, другие верили, что ему более тысячи лет и он видел многие исторические события своими глазами. Женщины сходили по нему с ума. Его принимали почти при всех королевских дворах Европы.
Итак, именно на этого персонажа произвела неизгладимое впечатление московская княгиня. Как рассказывала сама Наталья Петровна внуку, Сен-Жермен влюбился в нее. Она решила занять у него денег, чтобы отыграться. Но граф ответил, что может дать нечто лучше — секрет трех карт.
Княгиня Голицына отыграла все свое состояние. Правда, граф предупредил, что эту тайну должна знать только она. Если обещание будет нарушено, то ей будет очень плохо. Голицына берегла секрет всю жизнь, пока к ней не прибежал за помощью проигравшийся внук.
Сердце старухи дрогнуло, она открыла ему секрет, как отыграться, и рассказала свою историю. Только после этого княгиня лишилась рассудка. Ей постоянно мерещился черный офицер под окнами. Близкие запрещали их занавешивать, но это видение сопровождало ее до смерти. Голицына считала, что это был сам граф Сен-Жермен.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy
Шкатулка “Пиковая дама” – федоскинская роспись Автор – Валентина Смоленская
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – Ария Германа из оперы “Пиковая дама” Фрагмент из фильма-оперы “Пиковая дама” Герман – Олег Стриженов Поёт – Зураб Анджапаридзе
Александр Сергеевич Пушкин был тот ещё картёжник. Я уже приводила его известную фразу в предыдущем сюжете:
“Я предпочел бы умереть, чем не играть.”
Этим всё сказано. Когда великий поэт умер, после него осталось 60 000 рублей долгов. Огромная сумма. Как известно, долги эти заплатил царь Николай I. Как обычно, в официальной биографии Пушкина не акцентируется внимание на том, что это были за долги, а долги были по большей части карточными. И действительно, странно было бы, если б это были долги, связанные с нуждой в деньгах на жизнь. Хоть Пушкин богат и не был, но издатели платили ему по двадцати пяти рублей за строчку. За одну строчку! Так что, если бы не карточная игра, Александр Сергеевич отнюдь бы не нуждался.
В академическом собрании сочинений Пушкина есть черновик письма, адресованного некому Василию Семёновичу Огонь-Догановскому, датированное маем-июнем 1830-го года:
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
“Я с охотою взялся бы выкупить Ваши долги, но срок оным векселям, по словам Вашим, два года, а следующие Вам 24 800 руб. обязан я выплатить в течение 4 лет. Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тысяч. Все, что могу за Ваш 25-тысячный вексель выдать 20 с вычетом 10 процентов за год – т.е. 18 тысяч рублей, в таком случае извольте отписать ко мне и я не премину чрез Вас или чрез кого Вам будет угодно доставить Вам.”
Пушкин проиграл эту астрономическую по тем временам сумму за один вечер в 1828-ом году.
Василий Семенович Огонь-Догановский был помещиком Серпуховского уезда Московской губернии и профессиональным игроком. Свою квартиру превратил в игорный дом, за что был взят под негласный надзор полиции. В повести “Пиковая дама” Огонь-Догановский стал прообразом Чекалинского.
В черновых вариантах второй главы “Евгения Онегина” у Пушкина есть строки:
В Петербурге поговаривали, что прототипом старой графини в “Пиковой даме” стала княгиня Наталья Петровна Голицына, в девичестве Чернышёва.
Александр Сергеевич не отрицал того, что у его графини был реальный прототип. Он писал в 1834-ом году: “При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся”.
Портрет княгини Голицыной Портрет княгини ГолицынойФёдор Степанович Рокотов (1730 или 1735-1808) Франсуа Гюбер Друэ (1727-1775)
Существует легенда, согласно которой внучатый племянник Голицыной однажды проигрался в карты и решил обратиться за помощью к своей богатой родственнице. Денег она ему не дала, но якобы назвала три карты, на которые нужно поставить, чтоб выиграть. Эти три карты сообщил ей в своё время граф Сен-Жермен, с которым она была знакома в Париже. Молодой князь Голицын последовал её совету и отыгрался.
Позже он рассказал эту историю Пушкину, с которым приятельствовал. Так у Александра Сергеевича появился замысел знаменитой повести, откуда всем и стали известны три магические карты: тройка, семёрка и туз. Кстати, эти три карты обязательно должны быть одной – пиковой масти. К сожалению, не все, кто рисует картины на тему “Пиковой дамы”, это знают.
Наталья Петровна была дочерью дипломата графа Чернышёва, который, как гласит молва, был внебрачным сыном Петра I. В 1783-1890-х годах, уже будучи женой князя Голицына, она вместе с семьёй жила во Франции, где и познакомилась с графом Сен-Жерменом.
Воспоминания современников о княгине Голицыной позволяют предположить, что она действительно могла послужить прототипом для старой графини из “Пиковой дамы”. Княгиня была властной, деспотичной и надменной женщиной, державшей в страхе и родных, и придворных. На её день рождения весь Петербург, включая императорскую семью, спешил к ней с поздравлениями. Даже её сын, будучи московским генерал-губернатором, не смел сидеть в её присутствии. К старости у неё появились всевозможные причуды, что давало повод к сплетням и пересудам.
Весьма любопытна и фигура графа Сен-Жермена, – дипломата, путешественника, алхимика и оккультиста. Происхождение, настоящее имя и дата рождения графа Сен-Жермена неизвестны. Он владел почти всеми европейскими языками, а также арабским и древнееврейским. Обладал обширными познаниями в области истории и химии. Занимался “улучшением” бриллиантов, алхимическим получением золота. Выполнял дипломатические миссии, пользуясь одно время доверием короля Франции Людовика XV. Чаще всего он именовал себя графом Сен-Жерменом, хотя и представлялся иногда другими именами.
С именем графа Сен-Жермена было связано множество вымыслов и легенд, во многом из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века. В исторических сочинениях его именовали авантюристом, против чего категорически возражали Елена Петровна Блаватская (1831-1891) и Елена Ивановна Рерих (1879-1955) – жена Николая Константиновича Рериха (1874-1947), полагая, что в действительности он был учеником индийских и египетских иерофантов (“иерофант” в переводе с греческого – знающий будущее), знатоком тайной мудрости Востока. Обе почтенные дамы были религиозными философами и увлекались восточными философскими и эзотерическим учением.
Согласно легенде, граф поведал тайну трёх карт княгине Голицыной, сильно проигравшейся и желавшей реванша, в обмен на рандеву наедине. Так это или нет сегодня значения не имеет, но благодаря этой легенде мы имеем счастье читать повесть Пушкина “Пиковая дама” и слушать одноименную оперу Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – Баллада Томского из оперы “Пиковая дама”Томский – Сергей ЛейферкусВенская опера (1992)
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – Однажды в Версале – иллюстрация к повести Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама”
“В тот же самый вечер бабушка явилась в Версали, au jeu de la Reine (на карточную игру у королевы). Герцог Орлеанский метал; бабушка слегка извинилась, что не привезла своего долга, в оправдание сплела маленькую историю и стала против него понтировать. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно.”
Александр Сергеевич Пушкин – “Пиковая дама”
Примечание. Соника – устаревшее наречие. В азартных карточных играх – выиграть или проиграть с первой ставки, с первого раза.
Тайные знаки – Легенда о Пиковой даме – Княгиня Голицына
Дама пикиз колоды карт “Корчма “Тарас Бульба”” украинского художника Владислава Ерко
Илья Сергеевич Глазунов – “Спальня графини” – эскиз декорации к опере Петра Ильича Чайковского “Пиковая дама” (1982)
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – сцена старой графини из оперы “Пиковая дама”Старая графиня – Ирина Богачёва
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – Спальня старой графини -иллюстрация к повести Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама”
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – иллюстрация к повести Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама” (1910)
“Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил своюкарту, покрыв её кипой банковых билетов. Это похоже былона поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.
Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направолегла дама, налево туз.
– Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.
– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у негостояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, непонимая, как мог он обдёрнуться.
– Старуха! – закричал он в ужасе.”
Дама пик из колоды карт “Адская хоругвь” украинского художника Владислава Ерко
Шкатулка “Тройка, семёрка, туз” – федоскинская росписьАвтор – Валентина Смоленская
Валентина Константиновна Смоленская – российская художница. Занимается живописью в традиционной технике лаковой миниатюры маслом на папье-маше, акрилом на холсте, акварелью на бумаге, росписью на дереве.
В 1977-ом году – окончила МТИ – Московский технологический институт (теперь Российский государственный университет туризма и сервиса) по специальности “Декоративно-прикладное искусство” (специализация “Лаковая миниатюра”). Семь лет работала на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи художником. 1991 – член Московского союза художников. 2011 – член Московского союза дизайнеров.
В настоящее время Валентина Константиновна живет и работает в Москве, занимается преподавательской и творческой деятельностью. Смоленская доцент факультета архитектуры московского Государственного университета по землеустройству (ГУЗ).
Повесть писалась Пушкиным, судя по всему, в 1833-ем году во время его знаменитой болдинской осени. Рукописный текст, к сожалению, не сохранился. Повесть была опубликована во 2-м номере “Библиотеки для чтения” за 1834-й год и, по дневниковой записи автора (апрель 1834), имела недюжинный успех у читающей публики: “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза”.
“Пиковая дама” – одно из первых произведений на русском языке, имевших большой успех в Европе.
Пиковая дама (1982) – художественный фильм производства студии “Ленфильм”
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама”
Над циклами иллюстраций к “Пиковой даме” Бенуа работал более десяти лет, постоянно совершенствуя их и дополняя. Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898-ом году, сделав заставку и набросок сцены в спальне графини (не изданы). В 1905-ом году, находясь в Париже, он выполнил сюиту из семи рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством “Брокгауз-Ефрон” в 1916-ом году.
В 1910-ом году Бенуа создал новую серию из 28-ми листов: 7 цельнополосных иллюстраций и 21 заставку и концовку. В 1911-ом году типографией поставщиков Двора Его Императорского Величества – товариществом “Р. Голике и А. Вильборг” была выпущена в свет тиражом в 3000 экземпляров “Пиковая дама” Александра Сергеевича Пушкина в оформлении Александра Николаевича Бенуа.
Книга признана лучшим дореволюционным изданием повести.
Бенуа Александр Николаевич, родился в 1870-ом году в Санкт-Петербурге, – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения “Мир искусства”.
Некоторое время Александр учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.
1894 – окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника “История живописи XIX века”. 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.1898 – стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения “Мир искусства”, основал одноимённый журнал.1918 – возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра.
1925 – принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.1926 – Бенуа покинул СССР. Жил и работал в Париже. Участвовал в балетной антрепризе Сергея Дягилева “Ballets Russes” как художник и автор-постановщик спектаклей. В последние годы жизни работал над мемуарами.
Умер художник в 1960-ом году в Париже.
Геннадий Дмитриевич Епифанов – иллюстрации к повести Пушкина “Пиковая дама”
Епифанов Геннадий Дмитриевич, родился в 1900-ом году в городе Ростов Великий, – русский советский художник-график. Пользовался различными графическими техниками – рисунком пером, ксилографией, обращался к акварели, гуаши, сепии. Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.
1921-1922 – преподавал пение в Ростовской гимназии.С 1922-го года учился на графическом факультете Ленинградского Высшего художественно-технического института.
Епифанов оформлял книги, выпускавшиеся издательством “Academia” и другими советскими издательствами. Известен иллюстрациями к “Назидательным новеллам” Сервантеса (1934), “Бедной Лизе” Карамзина (1947), “Королеве Марго” Дюма (1952), “Одиссее” Гомера (1958), “Пиковой даме” Пушкина (1966).Выпустил альбом ксилографий, посвящённый родному городу Ростову, альбом гравюр “Ленинград. Виды города” (1953).
Умер Геннадий Дмитриевич в сентябре 1985-го года в Ленинграде.
Ясен Гюзелев – иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама”
Шкатулка “Тройка, семёрка, дама” – федоскинская росписьАвтор – Валентина Смоленская
Статуэтка “Пиковая дама”Дулёво – 1950-е годы
Изначально замысел поставить оперу на пушкинский сюжет “Пиковой дамы” принадлежал директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому (1835-1909). Именно от его имени велись переговоры о написание оперы с несколькими композиторами, но Чайковского среди них не было. Зато брат Петра Ильича – Модест Ильич должен был написать либретто оперы “Пиковая дама”. Только в октябре 1887-го года Чайковскому тоже было предложено написать музыку на этот сюжет, однако Пётр Ильич решительно отказался, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Однако позднее композитор изменил своё отношение к данному сюжету. Вот что он писал в одном из писем:
19 января 1890-го года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шел необычайно быстро: уже 19 декабря 1890-го года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы.
Оперный жанр, как и любой другой, имеет свои законы. Не зря изначально Пётр Ильич не заинтересовался пушкинским сюжетом в качестве основы для оперы – повесть написана в суховато-ироничном стиле и характеристики героев скуповаты. Но его брат Модест Ильич написал замечательное – настоящее оперное либретто, где помимо пагубной страсти к картам, были любовные страсти, классический любовный треугольник и трагический, а не трагикомический финал. В опере Герман действительно влюблён в Лизу, а не просто использует её.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)Ариозо Германа из оперы “Пиковая дама”Поёт – Зураб Анджапаридзе
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – эскизы костюмов Германа и Лизы к опере Петра Ильича Чайковского
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)Ария Германа из оперы “Пиковая дама”Поёт – Владимир Атлантов
В опере появился новый персонаж – благородный жених Лизы князь Елецкий. Именно ему проиграет в финале Герман, поставив на третью карту все деньги.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)Ария Елецкого из оперы “Пиковая дама”Поёт – Юрий Мазурок
Для большинства оперных арий Модест Чайковский взял не пушкинские стихи, а Константина Батюшкова и даже Гаврилы Державина.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Гаврилы Романовича Державина (1743-1816)Песенка Томского из оперы “Пиковая дама”Поёт – Сергей Лейферкус
Пиковая дама (1960) – фильм-опера по одноименной опере Петра Ильича ЧайковскогоПоют – Атлантов, Милашкина, Образцова, Мазурок
Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) – эскизы декораций к опере Петра Ильича Чайковского “Пиковая дама”
Дмитриев Владимир Владимирович, родился в 1900-ом году в Москве, – советский театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат четырёх Сталинских премий (1946 – дважды, 1948 и 1949 – посмертно).
1916-1917 – учился живописи в школе Елизаветы Николаевны Званцевой (1864-1921).1918-1921 – занимался в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно-технические мастерские) у Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939).
Стал известен в театральных кругах после первой крупной работы – сценического оформления спектакля “Зори” по пьесе бельгийского поэта и драматурга Эмиля Верхарна (1855-1916) в Театре РСФСР-1.Работал в театрах Москвы и Ленинграда. После переезда в Москву в 1938-ом году работал художником во МХАТ имени Максима Горького.
1941-1948 – главный художник МХАТ имени Максима Горького.
Умер Владимир Владимирович в Москве в мае 1948-го года.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – опера “Пиковая дама”в постановке Большого театра СССР (1982)
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – “Сцена на балу” – эскиз декорации к опере Петра Ильича Чайковского “Пиковая дама”
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – дуэт Лизы и Полины из оперы “Пиковая дама”
Лиза – Тамара МилашкинаПолина – Людмила Шемчук
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – опера “Пиковая дама”в постановке Мариинского театра
Лиза и старая графиня на балу Статуэтка “Пиковая дама” Александр Бенуа (1870-1960) Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) – 1950-е годы
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – Ариозо Лизы из оперы “Пиковая дама”Лиза – Мария Биешу
Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) – Эскиз занавеса к опере Петра Ильича Чайковского “Пиковая дама”
Эпиграф к повести “Пиковая дама”:
Пиковая дама (1993)Вячеслав Добрынин – авторские песня и исполнение