«Пушкинская карта» из пропуска в мир искусства рискует стать для подростков билетом в криминал. Почему попытка культурно обогатить российских подростков грозит обернуться масштабными махинациями, разбирался корреспондент ИА REGNUM.
Кончаловский Петр. Портрет поэта Александра Пушкина. 1932
Возможность бесплатно посещать театры, музеи и другие учреждения культуры вызвала настоящий ажиотаж среди подростков. Но радоваться этому не стоит. Бурные обсуждения российской молодежи касаются не споров о том, посетить ли им сперва Эрмитаж, а уже потом Русский музей, или наоборот. Подрастающее поколение зачастую взволновано совершенно другими вопросами: например, как обналичить с «Пушкинской карты» депозит в 3 тыс. рублей или вместо театра посетить концерт какого-нибудь рэпера.
По крайней мере к такому выводу можно прийти, изучив социальные сети, молодежные чаты в мессенджерах и сайты с объявлениями. Сперва в цифровой среде царила настоящая вакханалия вокруг «Пушкинских карт». Все, кому не лень, обсуждали как лучше потратить депозит в обход прямого назначения. Вопрос о том, что карта эта предназначена для культурного досуга, не стоял в принципе. На сайтах с объявлениями без труда можно было найти предложения о покупке карты. Как убедился корреспондент ИА REGNUM, сейчас ситуация немного изменилась. Крупные площадки, видимо, блокируют такие лоты. Поэтому количество публикаций сократилось, но найти предложение приобрести карту по цене в 2 тыс. рублей все еще можно.
При этом одними частными объявлениями дело не ограничивается. Как выяснил корреспондент ИА REGNUM, мошенничества с «Пушкинской картой» буквально поставлены на поток. Только в Telegram удалось найти с десяток каналов, которые предлагают помочь всем желающим обналичить предназначенные на культурную программу средства. Заманивают клиентов такими объявлениями:
«Выведем деньги на любую дебетовую или виртуальную карту РФ. Тратить можно будет куда угодно!»
«Уже получили «щедрость» от правительства в виде Пушкинской карты?! Не знаете, как вывести деньги? Не хотите тратить свои кровные на музеи и театры? Нет времени заниматься этим вопросом? Мы поможем».
«Дорогие друзья! Внимательно прочтите этот пост. А потом строчите менеджерам. СТОИМОСТЬ СПОСОБА 299Р! Халявы нет. Не нужно писать с фразами «Снимите деньги, и заберите себе сами процент». Мы продаём СПОСОБ, обналичиваете вы САМИ! Люди с предложениями «Сначала обналь, потом скину» сразу будут лететь в чс». Вас очень и очень много! Менеджеров всего 2 человека! Всем отвечаем в порядке очереди! Если вы спамите, вы будете получать ответ ещё дольше».
Презентация Пушкинской карты
И это только часть рекламных объявлений, которыми пестрят посвященные «Пушкинской карте» телеграм-каналы. Схемы махинаций подробно описывают администраторы этих сообществ. Речь, в частности, идет о том, чтобы при помощи оплаты фиктивных услуг в «прикормленных» учреждениях культуры обеспечивать возврат денежных средств. Стоимость «обнала» варьируется от 99 до 990 рублей. Справедливости ради заметим, что предложения эти больше напоминают мошенничество и попытки нажиться на неопытных подростках, всерьез рассчитывающих, что после перевода средств им помогут получить 3 тыс. рублей «кэшем» или на карту.
Однако, показателен здесь сам факт, что такие схемы пользуются спросом. О востребованности говорит то, что на телеграм-каналы, предлагающие «обнал» с «Пушкинских карт», подписаны от нескольких до десятков тысяч человек. Усугубляют ситуацию уязвимости в системе защиты карты. Из-за пробелов в ней некоторые подростки, по сообщениям СМИ, смогли приобрести за счет «Пушкинской карты» билеты на концерт поп-звезды и другие развлечения. Махинации в итоге вскрылись, но виновников наказывать не стали, пообещав вместо этого оперативно устранить все бреши в защите карты.
«Параллельно происходит вот такая штука: например, к нам в редакцию пишут правильные родители правильных школьников, которые жалуются, что на «Пушкинскую карту» ничего они купить не могут! (возможно, они просто Клаву Коку не пробовали, не знаю). Оператор проекта — «Почта Банк» — разводит руками: типа у нас, говорят, масштабный сбой. Ничего не работает, но мы стараемся. Вот, прямо сейчас стараемся, потом перерыв на обед, а после снова будем стараться до 18:30», — написал ТГ-канал.
Пушкинская карта разработана при поддержке Почта-банка
«Как можно было не предугадать, что с «народом опять не повезёт»? Да, дети — это дети. Большинству из них интереснее условный моргенштерн, чем условный Эрмитаж. Наверное, сделать с этим что-то можно, но сложно. Удачные попытки есть. Например, Российская Национальная библиотека в лице одного сотрудника пресс-службы ведёт очень неплохой тг-канал и даже делает отличные тик-токи. За которые, кстати, этого прекрасного мужчину чуть не уволили в своё время — типа, чо это такое? У нас тут не бордель. После вмешательства журналистов руководство сменило гнев на милость, но действительно классного контента, который заходил бы подросткам, стало в разы меньше», — высказал свою точку зрения «Выворот Смыслов».
С этой позицией телеграм-канала сложно не согласиться. Всем тем, кто сетует на «аморальное» поведение подростков, следовало бы вспомнить себя в их возрасте. Может быть, кто-то знает исторический период, когда молодежь предпочитала учебу развлечениям? Говорят, тягу к школе дети испытывали разве что в древнем мире и то только потому, что занятия избавляли их от тяжелого физического труда — в ту пору помогать родителям в хозяйстве было принято с самых ранних лет. Поэтому упреки в адрес подростков, предпочитающих современных исполнителей классике, выглядят не слишком состоятельными.
Едва ли заслуживает критики и сама идея с «Пушкинскими картами». Инициатива более чем здравая: дети должны развиваться не только интеллектуально и физически, но и культурно. Другое дело, что к её реализации стоило подойти более креативно. Параллельно с запуском проекта можно было хотя бы попытаться подготовить специальные программы, которые сделали бы театры и музеи интереснее для детей и подростков. Заняться этим не поздно и сейчас, причем самим учреждениям культуры. Кто, как не они, заинтересованы в росте выручки за счет посетителей. Таким образом театры и музеи, особенно в провинции, смогут приобщить детей к искусству и параллельно поправить свое материальное положение.
В данной статье мы хотели бы рассказать нашим клиентам и партнерам о том, с чем в последнее время можно столкнуться, работая с “организаторами”, которые пытаются улучшить своё финансовое положение за счет государственной программы Пушкинская Карта, бедных студентов, билетных платформ и распространителей.
Схема мошенничества по Пушкинской карте
С 1 сентября 2021 года Министерство Культуры, Министерство Цифрового развития и Почта Банк, организовали совместный проект, который был призван приобщить молодое поколение к культуре. И, вместо посещения РЭП и РОК концертов, предложить альтернативные варианты, типа музеев, выставок, театральных спектаклей и т.д.
Торопились сильно и, как это часто бывает, не обошлось без недочетов. В первые недели запуска оказалось, что помимо покупки билетов в музеи и театры, Пушкинской картой молодежь легко может оплатить и поход в кино, и посещение концерта любимого исполнителя. Счастье студентов длилось не долго, баг системы быстренько пофиксили, виновных в оплошности пожурили, а тем, кто успел купить билеты, разрешили, так уж и быть, в этот раз получить удовольствие за счет госбюджета.
И все бы хорошо, но оказалось, что большая часть молодого электората нашей многонациональной страны, хочет обогатиться здесь и сейчас. А не ходить в краеведческий музей своего поселка, который они посещали сначала в детском саду, а потом и в младшей школе (экспонаты во многих музеях, к слову, с тех времен не обновлялись не разу).
Ну, а как повелось издревле, спрос рождает предложение. Зайдя на любой сайт бесплатных объявлений, мы можем увидеть, как объявлениями о продаже Пушкинской карты пестрит какой-нибудь раздел. Цены при этом варьируются от 500 руб. до 4500 руб., в зависимости от жадности индивида, разместившего объявление. Напомню, что в момент запуска программы, каждому учащемуся от 14 до 21 года, на карту начислялось раз в год 3 тыс. руб. В 2022 году номинал увеличили до 5 тыс. руб. При этом дали возможность посещать и кинопоказы. Многие обрадовались, что вот, хоть сейчас, получилось что-то достойное, и заветная карта станет их ключиком на встречу с вселенной Марвел. Но, не тут-то было. Под кинопоказами, в данном случае, подразумеваются фильмы отечественного производства, имеющие обучающий характер, или несущие какую-то просветительскую ценность. Увы, ни один из голливудских блокбастеров под эту категорию не попадает.
Вот тут-то и началось самое интересное во всей этой истории. В сети массово стали появляться активные, и считающие себя очень хитрыми, дельцы, выдающие себя за организаторов мероприятий и кинопоказов. Как грибы после дождя, стали появляться телеграмм каналы и группы в соцсетях, где эти самые товарищи, каждому желающему, обещали вывод денег с Пушкинской карты за небольшое вознаграждение. Или просто покупали данные карты по минимальной цене.
Что происходит далее? Юные, и очень креативные, молодые люди собираются группой (а то и целым курсом), и самый активный из них, достигший совершеннолетия, подает документы в налоговую на регистрацию ИП. Это немаловажный факт! Так как простая проверка на сайте ЕГРЮЛ, сразу же покажет дату регистрации. И если ИП меньше хотя бы трех месяцев, то вероятность что это мошенники равна 95%. После получения статуса Индивидуального Предпринимателя, заходит псевдо организатор на сайт ПроКультуры, и создает себе Личный Кабинет (прим. ПроКультура заведует всеми коммуникациями по Пушкинской карте и выдает разрешения на продажу мероприятий через данный вид оплаты).
В Личном Кабинете заполняются данные по любым выдуманным мероприятиям. Это могут быть и кинопоказы какой-нибудь патриотическо-исторической картины, и экскурсия с аудиогидом по какому-нибудь посёлку городского типа. Главное, чтобы мероприятия проходили модерацию, и давали возможность производить покупку билетов по Пушкинской Карте.
Пока новоиспеченный предприниматель ждет одобрения со стороны ПроКультуры, наиболее активные из его последователей уже ищут билетный сервис, через который можно осуществлять продажи с помощью Пушкарты. Голову, в данном случае, ломать не нужно. На сайте ПроКультуры указаны все билетные операторы, которые являются официальными партнерами данной программы. Нужно лишь выбрать того, кто удовлетворяет требованиям. Требования в свою очередь очень просты. Но также являются звоночком, который поможет вычислить мошенника. Первое, оперативный вывод денег, как можно скорее. Служба безопасности компании, да и менеджеры, как правило не дураки. И, по частым и одинаковым транзакциям, сразу же понимают с кем имеют дело, и блокируют профиль такого организатора. Второе, запуск продаж еще вчера. Порой, готовы работать под процент выше рыночного в разы, и сами заводить все данные, лишь бы запустить продажи как можно скорее.
Когда договор с билетным оператором заключен, модерация на ПроКультуре пройдена, мероприятия вышли в продажу и билеты разлетаются, как горячие пирожки — псевдоорганизатор уже подсчитывает прибыль, и в голове делит деньги между участниками данной аферы. Пришло время нанести финальный апперкот со стороны билетного сервиса, и вывести наглеца за пределы билетного «ринга».
Способы борьбы с мошенниками от билетных операторов
Все билетные операторы это уже знают, а с Вами данным знанием я сейчас поделюсь. И так, при контроле входа на мероприятие, билеты, купленные по Пушкинской карте, проходят особый контроль. А именно: ФИО на билете, а также его фото в кабинете на сайте ГосУслуги, ФИО и фото в документе, удостоверяющем личность, должны полностью совпадать (и между собой, и с лицом посетителя). Если есть малейшее несоответствие, организатор в праве отказать в посещении мероприятия. Ну, а билетный оператор, оказывающий по договору услуги организатору, в свою очередь, может запросить у организатора фотоматериалы по организации контроля входа на мероприятие. Мотивируя это заботой службы безопасности и рекомендациями сайта ПроКультура.
Если организатор реально проводит мероприятие, то он так и так обязан проводить данную проверку. И сделать несколько фото, ему не составит труда. Мошенники же, задача которых отмыть денежные средства и вывести их, в 90% случаев не смогут это сделать, так как они покупают билеты сами, по приобретённым в сети данным Пушкинских карт. Есть конечно вариант с описанными выше студентами, но тут сработает простое упоминание статьи 159 уголовного кодекса РФ. Так как все данные об организаторе данного мероприятия у вас есть, то скорее всего после данного разговора он просто пропадет.
Конечно, любой билетной платформе жалко потраченного времени на общение, с данного типа персонажами. Поэтому необходимо написать письмо в службу поддержки сайта ПроКультура о сложившейся ситуации, и передать данные организатора, чтобы обезопасить свою организацию от блокировки продаж по Пушкинской карте. Деньги за проданные билеты вернуть “зрителям” (пусть они и не настоящие), а заслуженную комиссию за оказанные услуги оставить себе.
Как определить мошенника?
Перечислим напоследок признаки, по которым можно вычислить мошенника:
Хороших вам продаж, и интересных мероприятий.
Дата публикации: 05-06-2022