Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга по адресу:
196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.
До музея-заповедника можно добраться следующим образом:
От станции метро «Купчино»: автобусы №№186, 342 до остановки «Садовая улица – Екатерининский дворец».
От станции метро «Московская»: автобус №299 до остановки «Садовая улица – Екатерининский дворец».
От станции метро «Московская»: автобус №187 до остановки «Египетские ворота», далее – пешком 15 минут.
От Витебского вокзала или ж/д платформы «Купчино» на электропоезде до станции «Царское Село», далее пешком – 25-30 минут, либо на автобусах:
- №№ 370, 376, 378, 382 до остановки «Садовая улица – Екатерининский дворец»;
- №№ 236, 385 до остановки «Леонтьевская улица»;
- № 371 до остановки «Александровский дворец»;
- №№ 273, 373, 380, 381 до остановки «Садовая улица».
Платная парковка для посетителей Екатерининского дворца:
№1 Начинаем нашу обзорную экскурсию по парку от Екатерининского дворца. Если в ваши планы входит его посещение, то лучше сразу в кассе музея уточните время, когда будут продаваться билеты для индивидуальных посетителей.
Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на
, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви.
В 1718-1724 годах под руководством архитектора И. Браунштейна здесь начали возводить скромный двухэтажный дворец, вошедший в историю под названием “каменных палат” Екатерины I, в окружении подсобных построек. Во дворце было лишь 16 комнат.
Был заложен регулярный сад под руководством мастера садово-паркового искусства Я. Розена. Используя склон естественного холма, сад распланировали уступами, так возник Верхний сад, примыкающий к дворцу с востока, и Нижний сад, расположенный за Верхним. По другую сторону дворца (к западу) был устроен Зверинец. Впоследствии Верхний и Нижний сады вошли в состав Екатерининского парка, а территория Зверинца преобразовалась в Александровский парк.
В начале 1740-х годов возникла необходимость в расширении и переустройстве дворца в Царском Селе. Архитектору М. Земцову было поручено пристроить к старому дворцу “галереи на колоннах” с каменными флигелями. Проект был разработан, но так и не осуществлен из-за смерти зодчего.
В 1744 году к работам по перепланировке дворца в Царском Селе (г. Пушкин) был привлечен молодой архитектор А. Квасов. В соответствии с его планами здание было надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам.
В 1745 году перестройка дворца была поручена архитектору С. Чевакинскому. Но и этот обновленный дворец через несколько лет перестал соответствовать парадной резиденции русских монархов.
Так в 1752 году по приказу Елизаветы Петровны началась коренная переделка дворца под руководством Ф. Б. Растрелли – известного специалиста в стиле барокко. К тому времени зодчий уже успешно зарекомендовал себя при перестройке, а по сути, возведении нового, Большого дворца в Петергофе, на его же счету великолепные здания Зимнего дворца и Смольного собора в Санкт-Петербурге.
Работа потребовала огромных средств и сил. Архитектор поднял галереи до уровня корпусов, повысив при этом среднюю часть. С необыкновенным богатством и пышностью были декорированы фасады. Деревянная балюстрада над карнизом, вазы, статуи и другие украшения были покрыты червонным золотом, на что ушло около
этого благородный металла.
С запада перед Екатерининским дворцом был завершен парадный двор, окруженный полукружьями одноэтажных флигелей – служебных корпусов, которые называли циркумференциями.
С неменьшим размахом и великолепием Растрелли украсил и интерьеры дворца. Внутренние апартаменты расположены анфиладой на втором этаже дворца во всю его длину. Такая внутренняя планировка не была еще распространена в России до середины 18 века, но архитектор использовал ее и в других своих дворцах. Парадная анфилада Екатерининского дворца получила название “Золотой анфилады” благодаря обильному золоченому декору.
После прихода на трон Екатерины II, третьей владелицы Екатерининского дворца и Царского Села (г. Пушкин), часть интерьеров была выполнена в классическом стиле в соответствии с модой того времени. Для этих работ был приглашен шотландский архитектор – специалист по античному искусству – Ч. Камерон.
В 1817 году несколько апартаментов создаются архитектором В. Стасовым для Александра I.
Последним штрихом в строительстве и отделке Екатерининского дворца стала Парадная лестница в стиле рококо, созданная в 1863 году русским архитектором И. Монигетти.
После Великой Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей.
В годы фашистского нашествия здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Никто не предполагал, что территория будет так быстро оккупирована врагами. Многие деревья были вырублены, скульптура и павильоны повреждены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров в 1959 году уже были открыты для обозрения первые шесть залов дворца.
Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах (из 58). Наибольший интерес для туристов представляет восстановленная к 2003 году знаменитая янтарная комната дворца.
№2 Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей.
Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась “холодная баня”, включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.
На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца.
Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами.
Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.
№3 Продолжая нашу экскурсию по Екатерининскому парку мы не можем миновать Камеронову галерею.
К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.
Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.
Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.
По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева.
Камеронова галерея служила местом для прогулок, застекленная часть галереи защищала от непогоды.
Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох – философов, полководцев, политиков, ученых – кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова.
С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей. В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть “Лестницей богов”. Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов. У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.
Камеронова галерея связана с Екатерининским дворцом небольшим висячим садом, расположенным на уровне второго этажа. Поверх свинцовых листов был насыпан довольно толстый слой земли, что дало возможность выращивать достаточно крупные кустарники – жасмин, сирень, розы. Вокруг кустов были высажены пионы, нарциссы, тюльпаны.
Из висячего сада можно попасть в Агатовые комнаты Холодной бани.
Вход на Камеронову галерею осуществляется при предъявлении билетов в Екатерининский парк Царского Села (г. Пушкин).
№4 на карте Екатерининского парка в Царском селе – Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Его название связано с расположением – на верхней террасе парка.
Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.
До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи (“Мыльня их высочеств”). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени.
В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку.
Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.
№5 Павильон Нижняя ванна расположен в глубине регулярного парка. Он был построен в 1779 году по проекту И. Неелова.
Нижняя ванна служила баней для придворных (“Кавалерская мыльня”) и состояла из круглой залы с большой круглой ванной в центре и десяти круглых ванных покоев по периметру.
Оригинальность павильона Нижней ванны заключается в идентичности двух его противоположных фасадов.
Интерьеры здания до наших дней не сохранились.
№6 в путеводителе – Павильон Эрмитаж представляет собой один из самых интереснейших памятников архитектуры русского барокко середины 18 века. Здание было построено в 1756 году по проекту Ф.Б. Растрелли. Подобные павильоны были очень популярны в регулярных садах того времени (например, павильон Эрмитаж в Петергофе).
Эрмитаж был окружен 64 колоннами из пудостского известняка, которые словно подчеркивали замкнутый характер павильона. Он стоял на мраморной площадке, окруженный рвом, который был засыпан при Екатерине II.
Бирюзовый цвет стен и позолота декора подчеркивали композиционное единство Екатерининского дворца и Эрмитажа. Фронтоны, кровля и балюстрада были украшены статуями, которые, к сожалению, не дошли до наших дней, но и без них павильон не утратил своей нарядности и великолепия.
В переводе с французского “эрмитаж” означает “место уединения”. Павильон был предназначен для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице лиц. Здесь всегда царила атмосфера нескончаемого праздника и веселья.
Эрмитаж славился не только красотой интерьеров, но и различными хитроумными устройствами: пятью подъемными столами, потайными ходами, что позволяло сервировать столы без видимого присутствия слуг, а после трапезы столы опускались и исчезали с помощью деревянных механизмов и канатов, освобождая пространство для танцев.
№7 на карте парка – Эрмитажная кухня построена в 1776 году по проекту В.И. Неелова. Здание расположено в ограде Екатерининского парка, а его арка служила въездом в парк, что предопределило другое название Эрмитажной кухни – Красные ворота.
Эрмитажная кухня построена в неоготическом стиле, как и Башня-руина и Адмиралтейство. Для усиления эффекта стены здания неотштукатурены, швы между кирпичами и лепные детали выбелены, на башнях зубчатый парапет.
Для эпохи русского классицизма 18-19 веков было характерно создание готических форм на территориях романтических парков.
№8 в путеводителе по парку – Морейская колонна была воздвигнута в 1771 году по проекту А. Ринальди из серо-голубого олонецкого (карельского) мрамора и является памятником победы российских войск на полуострове Морея в Средиземном море.
На пьедестале колонны находится бронзовая доска с надписью, рассказывающей о героическом сражении с турками под предводительством графа Ф.Г. Орлова.
№9 Триумфальные ворота “Любезным моим сослуживцам” – памятник героям Отечественной войны 1812 года. Они построены в 1817 году по проекту В.П. Стасова. Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора так и не был воплощен.
Монументальные чугунные ворота были сооружены за 92 дня. Общий вес ворот составляет более 100 тонн. Восемь мощных дорических колонн, высотой
, словно воинский строй под тяжестью героического бремени войны, несут на себе массивный антаблемент, фриз которого украшает надпись Александра I “Любезным моим сослуживцам”.
Изначально ворота были установлены в другой части Екатерининского парка, но в 1821 году заняли свое место в ограде и даже служили одним из входом в парк.
Чугунная решетка, украшенная щитами, масками и мечами, была выполнена А.А. Менеласом и пристроена к воротам в 1828 году.
№10 Павильон Грот был возведен по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1762 году по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в популярном тогда стиле барокко. Подобные павильоны были неотъемлемой принадлежностью регулярных парков 18 века.
Интерьеры павильона были выполнены А. Ринальди в 1780-х годах.
Скульптурный декор павильона Грот отражает его принадлежность к морской стихии.
Цвет фасадов и черные с позолотой решетки Грота подчеркивают композиционное единство с Большим дворцом.
В эпоху Екатерины II Грот использовался для отдыха и уединения на берегу.
В 1780-х годах павильон Грот получил еще одно название – Утренний зал. В нем была размещена большая коллекция скульптур и ваз. Среди экспонатов была знаменитая статуя Вольтера выполненная скульптором Ж. Гудоном. Это придало Гроту еще большую популярность.
Сегодня в павильоне Грот проводятся временные выставки.
№11 Адмиралтейство представляет собой комплекс из трех красных кирпичных зданий а готическом стиле, возведенных в 1773 году архитектором В.И. Нееловым на берегу Большого пруда Екатерининского парка.
Первый этаж центрального корпуса Адмиралтейства использовался для хранения прогулочных лодок. На втором этаже находился просторный светлый зал, в котором во время катаний по Большому пруду Екатерины II играл оркестр. Именно здесь с 1901 года находился знаменитый Готторпский глобус, установленный сегодня в Кунсткамере.
В боковых корпусах Адмиралтейства располагались Птичные домики (Птичники) для содержания водоплавающей птицы (уток, белых и черных лебедей), а также павлинов и фазанов.
Главное здание соединено с боковыми оградой, выполненной на Монетном дворе в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Сегодня центральный корпус Адмиралтейства используется для проведения временных выставок.
№12 в путеводителе – Павильон “Зал на острову” расположен, согласно названию, на острове в центре Большого пруда в Екатерининском парке. В разные периоды в его строительстве принимали участие такие выдающиеся архитекторы как С. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли, Дж. Кваренги, В. Стасов.
Зал на острову использовался для проведения концертов, обедов и отдыха катающихся на лодках.
С 1996 года возобновлена паромная переправа (в летнее время).
Сегодня Павильон “Зал на острову” используется для проведения временных выставок.
№13 Посреди Большого пруда Екатерининского парка, словно из глубин, гордо возвышается Чесменская колонна. Она была воздвигнута в 1778 году по проекту А. Ринальди и посвящена победе России в Чесменском сражении во время Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов.
Чесменская победа принесла русскому морскому флоту мировую славу и неизмеримо повысила авторитет России на международном уровне.
Совершив героический полугодовой переход из Балтийского моря в Средиземного, обогнув всю Европу, русские военные суда под предводительством графа А.Г. Орлова и адмирала Г.А. Спиридова разгромили вдвое превосходящие силы противника и обратили в бегство Турецкий флот, считавшийся тогда одним из самых мощных в мире.
Чесменская колонна представляет собой мраморную дорическую колонну. Ее высота –
. Ствол колонны украшен рострами (носовыми частями кораблей – с древних времен римляне украшали свои победные памятники рострами кораблей поверженных врагов). Венчает колонну фигура орла, разрывающего полумесяц. Скульптура выполнена И. Шварцем и символизируют победу России над Турцией.
Пьедестал Чесменской колонны украшен тремя бронзовыми барельефами, изображающими фрагменты решающих морских баталий: в Хиосском проливе, в Чесменской бухте и при Митиленах.
Во время немецкой оккупации Чесменская колонна, как символ военной мощи России, вызывала особую ярость захватчиков, которые неоднократно предпринимали попытки опрокинуть ее (с помощью танков, опоясав колонну тросами). Но все их усилия оказались тщетными. Однако внешний вид колонны пострадал, а оригинальные барельефы были утрачены.
№14 Мраморный мост был построен в 1774 году по проекту архитектора В. И. Неелова. Прототипом послужили мосты А. Палладио, что и определило второе название Мраморного моста – Палладиев мост.
Галерея моста была изготовлена по деревянной модели в Екатеринбурге из сибирского мрамора, привезена в Санкт-Петербург и в течение двух лет собрана на гранитном основании. Работы производились под руководством мастера В. Тортори.
Мраморный мост находится в пейзажной части Екатерининского парка над небольшим проливом вблизи Большого пруда и представляет собой два павильона, соединенных колоннадой из ионических колонн, между которыми установлены балюстрады.
№15 на карте парка – Павильон Турецкая баня был построен на берегу Большого пруда Екатерининского парка по приказу императора Николая I в 1852 году в виде оригинального сооружения с куполами и башенкой в виде минарета. Лепной турецкий орнамент подчеркивает сходство павильона с турецкой мечетью.
Проект Турецкой бани был разработан архитектором И. Монигетти. Павильон был возведен в память Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов.
Необычное внутреннее убранство Турецкой бани в мавританском стиле смотрелось оригинально и сказочно: стены всех четырех комнат были выложены мозаикой, в центральном восьмиугольном зале находился бассейн. Для декора интерьеров использовались беломраморные рельефные детали бани турецкой султанши, вывезенные во время Русско-Турецкой войны.
Павильон Турецкая баня был последней постройкой на территории Екатерининского парка.
В годы Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. Реставрация фасадов была закончена к 1953 году.
В настоящее время в Турецкой бане открыт музей.
№16 Павильон Пирамида возведен в 1783 году по проекту архитектора Ч. Камерона на месте разобранной в 1774 году Пирамиды, созданной В.И. Нееловым. Это был один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка.
Пирамида была сделана из камня и облицована гранитом. Потемневшая от времени поверхность павильона вызывает мысли о его древнем происхождении.
Внутри в стенах Пирамиды сделаны специальные отверстия для хранения урн. У задней стены снаружи Пирамиды были похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес.
№17 Маршрут нашей экскурсии лежит мимо Красного каскада. В начале 1771-х годов инженеру И. Герарду было поручено сделать систему плотин, позволявших поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды и для предотвращения вымывания почвы.
Красный (Турецкий) каскад был одним из двух осуществленных плотин-каскадов. Он был украшен двумя готическими башенками из красного кирпича.
№18 Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1778 году по проекту Ю. Фельтена. В 1780 году чугунные фрагменты ворот, общей массой 25,5 тонн, были доставлены в Царское Село и установлены за 3 месяца.
Рисунок ворот архитектор позаимствовал из английского альбома готической архитектуры “Gothic Decorative Architecture”.
Готические ворота представляют собой первое в России архитектурное сооружение из чугуна. Они установлены у подножия подъема на искусственную земляную гору у Башни-Руины.
№19 Башня-руина символизировала падение Оттоманской Порты и являлась памятником событиям Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов. Она была возведена по проекту Ю. Фельтена в 1771 году.
Башня-руина выполнена в виде дорической колонны, ушедшей в землю, ее высота –
. Венчает Башню квадратная площадка с круглым павильоном в готическом стиле. С высоты Башни открывался чудесный вид на Екатерининский парк и Большой пруд.
Сооружение в целом напоминает развалины древней крепости. Надпись над аркой со стороны парка гласит: “На память войны, объявленной турками России сей камень поставлен в 1768 году”. В 1773 году наружные стены Башни-руины были расписаны для имитации естественных повреждений кладки и штукатурки.
№20 Орловские ворота возвышаются на выезде из Екатерининского парка на дорогу в Гатчину (бывшее имение Г. Орлова).
Орловские ворота стали прижизненным монументом фавориту Екатерины II. Они представляют собой пятнадцатиметровую однопролетную триумфальную арку из мраморных блоков.
Орловские ворота возвели по проекту А. Ринальди в 1782 году в ознаменование успешного завершения борьбы со страшной эпидемией чумы в Москве в 1771 году. На фасаде ворот высечена надпись: “Орловым от беды избавлена Москва”.
Чума была завезена в Москву с шерстью. Невиданная болезнь уносила в день от 200 до 1000 человек (за год в городе умерло 100 тысяч человек). Люди не знали как спастись от болезни. Ежедневно служились молебны перед чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери. Во избежание массовых заражений архиепископ запретил молебны. В Москве вспыхнул бунт, ситуация обострилась. Фаворит Екатерины II Григорий Орлов был отправлен в Москву с особыми полномочиями.
Орлову удалось сгладить последствия бунта и улучшить санитарное состояние Москвы. Он запретил хоронить мертвых в черте города. Назначил суровое наказание для зачинщиков массовых скоплений народа. Благодаря принятым мерам эпидемия отступила.
На другом фасаде Орловских ворот есть более подробная надпись: “Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление, туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями”.
№21 Гранитная терраса была выполнена по проекту архитектора Л. Руски в 1810 году на месте Катальной горы, существовавшей здесь на протяжении трех десятилетий и созданной по проекту Ф.Б. Растрелли.
К 1795 году Катальную гору разобрали, а на ее месте было решено возвести галерею с 32 колоннами из пудостского камня. Но и она была демонтирована к концу 18 века, а материалы, из которых галерея была изготовлена, были использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
В 1800 году на освободившейся площади было решено построить большую Гранитную террасу.
Стена террасы сложена из серого и розового гранита. К середине 19 века на постаментах балюстрады появились копии античных скульптур, отлитые в мастерской Императорской Академии Художеств.
№22 Продолжаем нашу экскурсию мимо фигуры “Девушка с кувшином”. Единственный родник на территории Екатерининского парка был преобразован в фонтан по проекту Бетанкура и украшен бронзовой статуей девушки, созданной скульптором П.П. Соколовым в 1816 году. Эта скульптура была специально выполнена для Екатерининского парка и нередко упоминалась как “Царскосельская статуя”. Фигура была отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Пьедесталом служит гранитный камень.
Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена – молодая крестьянская девушка, Перетта, отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги.
Во время Великой Отечественной войны статую Молочницы закопали в землю, благодаря чему она не пострадала.
В 1990 году была отлита бронзовая копия “Девушки с кувшином” для Екатерининского парка, а оригинал был помещен в Русский музей.
№23 в путеводителе – Павильон Концертный зал был построен в 1780-х годах по проекту Дж. Кваренги, поклоннику классического стиля в архитектуре.
При внешней строгости и лаконичности павильона он поражает богатством внутренних интерьеров, отделанных многочисленными античными мозаиками.
Мозаичный пол большого Концертного зала изображает сцену из мифа о похищении Европы Зевсом в образе быка. Стены и плафоны расписаны знаменитыми мастерами.
Зал предназначался для летних концертов.
№24 на карте Екатерининского парка в Царском селе – Кухня-руина
№25 Скрипучая (Китайская) беседка находится между двумя прудами и входит в комплекс Китайской деревни, созданной А. Ринальди.
Скрипучая беседка построена в 1786 году по проекту архитектора Ю. Фельтена. Экзотичность павильону придает изогнутая кровля и флюгер в виде китайского флага, который издает скрип при вращении, что и предопределило название беседки.
№26 на карте Екатерининского парка Царского Села – Вечерний зал
№27 Памятник А.Д. Ланскому находится в пейзажной части Екатерининского парка недалеко от Кагульского обелиска.
Памятник выполнен А. Ринальди и представляет собой высокий пьедестал, на котором возвышается ваза (или погребальная урна).
А.Д. Ланской был фаворитом Екатерины II и всячески старался быть достойным расположения императрицы. В 1784 году, несмотря на достаточно юный возраст, он вдруг заболел и скончался, завещав похоронить себя в укромном уголке парка в Царском Селе. В тот же год на памятнике появились медаль с профилем и золоченым гербом А.Д. Ланского и надпись: “Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые”.
№28 в путеводителе по Царскому селу – Собственный садик
№29 Кагульский (Румянцевский) обелиск – памятник героям-победителям Русско-Турецкой войны. Он был воздвигнут в честь победы русских войск на реке Кагул (приток Дуная).
Надпись на пьедестале гласит: “В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною”.
Кагульский обелиск выполнен по проекту архитектора А. Ринальди в 1772 году из темно-серого слоистого мрамора со светлыми прожилками.
Строгий Кагульский обелиск был первым монументом Екатерининского парка, посвященный победам России в войне с Турцией.
№30 Дежурные конюшни
Вот и завершилась наша краткая обзорная экскурсия по Екатерининскому парку Царского Села. Надеемся, данный путеводитель помог вам насладиться его красотой и неповторимостью.
ТУАЛЕТЫ
До 15 апреля открыты с 10:00 до 18:00 по выходным и праздничным дням. Стоимость услуг – 30 руб. Дети до 7 лет – бесплатно.
После 15 апреля: открыты ежедневно, работают бесплатно.
- в Зубовском флигеле (карта);
- у павильона «Адмиралтейство» (карта);
ПАРКОВКА ОТКРЫТА С 15 АПРЕЛЯ
Для туристических автобусов и легковых автомобилей действует платная парковка по адресу ул. Оранжерейная, д. 1 (въезд с улицы Конюшенной для туристических автобусов). Стоимость парковки для туристических автобусов: 100 рублей (c 9:00 до 19:00, без ограничения по времени пребывания в течение дня).
Стоимость стоянки для легковых автомобилей – 100 руб. в час. Оплата только через паркомат (безналичный расчёт). Въезд с ул. Оранжерейной. Абонемент на 30 суток (только для легковых автомобилей) – 4000 рублей.
Бесплатная парковка для посетителей Александровского и Баболовского парков:
Новый сад
Регулярная часть Александровского парка примыкает к Большому Екатерининскому дворцу. Она отличается прямоугольной планировкой аллей, бассейнов и цветников, поэтому очень похожа на французские дворцовые парки XVII-XVIII веков.
История Нового сада началась в 1740 году, когда на месте царского Зверинца стали разбивать регулярный парк. Всеми работами руководила императрица Елизавета Петровна. Она лично нанимала садовников и стремилась, чтобы они воплощали рядом с ее дворцом самые смелые ландшафтные идеи.
Павильон «Шапель» в Александровском парке
В наши дни одним из входов в Новый сад служит Большой китайский мост. Красивая постройка из розового гранита появилась в 1785 году по проекту архитектора Чарльза Камерона. Изначально ее украшали фигуры четырех китайцев, но, когда известняковые скульптуры обветшали, их заменили на цинковые.
Южнее проложен оригинальный Крестовый мост. Он состоит из четырех гранитных лестниц, которые ведут к изящной китайской беседке. Стены постройки прорезаны стрельчатыми окнами и отделаны разноцветными глазурованными кирпичами.
Павильон Арсенал в Александровском парке
Через регулярную часть парка тянется прямая Липовая аллея, которая составляет главную ось Нового парка. Перпендикулярные просеки делят лесной массив на четыре равных партера, и их окружает Крестовый канал. На дальнем конце Липовой аллеи находится Драконов мост, который также построен по проекту талантливого зодчего Ч. Камерона. Старинный мост украшают чугунные фигуры крылатых драконов, восседающих на массивных пьедесталах из гранита.
Самую высокую часть Александровского парка занимает насыпной холм, который называют горой «Парнас». Туристы поднимаются наверх по винтовой дороге. Летом вершину искусственного холма почти целиком загораживают тенистые кроны деревьев.
Белая башня в Александровском парке
Центр соседнего паркового квадрата занимают руины Китайского театра. Экзотическое здание в восточном стиле было возведено в 80-е годы XVIII века по проекту Антонио Ринальди. При Екатерине II, Николае I и Николае II здесь давали представления и оперы. Во время артобстрела осенью 1941 года уникальное здание осталось без крыши и выгорело изнутри.
Ближе к Екатерининскому дворцу находится необычная куртина «Грибок». Такое название она получила из-за беседки с крышей, похожей на гриб. Сегодня от старинной постройки не осталось и следа. В центре сохранилась круглая поляна, и от нее отходят восемь прямых аллей.
Большой каприз в Александровском парке
С юга от куртины раскинулась Китайская деревня. Она появилась во времена правления Екатерины II и сейчас полностью восстановлена. Стилизованные домики с яркими загнутыми крышами превращены в элитные квартиры, где живут иностранные специалисты.
Неподалеку можно увидеть парковую постройку Большой каприз. Это искусственная насыпь из камней с арочными пролетами. На каменной стене возвышается небольшая беседка из розового мрамора в китайском стиле.
На Большом Китайском мосту в Александровском парке
История парка
В 1720-е годы в бывшей шведской усадьбе Сарская мыза начали возводить новый дворец для Екатерины I. Одновременно было решено создать вокруг зеленый парк. Для этого Петр I нанял голландских мастеров Яна Роозена и Иоганна Фохта.
Екатерининский парк с высоты птичьего полёта
В лесу, с запада от дворца, они устроили царский зверинец. Парк разбили на террасах, а берега Большого пруда укрепили сваями. Возвышенную часть стали именовать Верхним садом, а ту, что располагалась возле пруда, Нижним.
В парке появились прямые аллеи, беседки и боскеты. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые приобрел царь Петр I. С юга парк ограничивал Рыбный канал, а за ним росли деревья, которые в те времена называли «дикой рощей».
Вид на Екатерининский дворец
В середине XVIII века территорию расширили. На каналах и ручьях создали несколько искусственных водоемов. Во времена правления Елизаветы Петровны Царское Село превратилось в загородную резиденцию, где государыня жила теплые месяцы. Дворец перестроили, и парк расширили до Нижних прудов.
Постепенно территория с юга, запада и востока от Большого пруда превратилась в роскошный пейзажный парк. Сюда пересаживали многолетние деревья из садов Санкт-Петербурга, а также декоративные кустарники и молодые деревья, которые привозили из-за границы. В парке построили новые павильоны, галереи и мосты.
Вид на Верхнюю ванну
Большой урон парковый ансамбль получил в годы фашисткой оккупации. Пока немецкие солдаты хозяйничали в Царском Селе, была уничтожена четверть всех насаждений – около 3000 деревьев. К восстановлению парка приступили еще в годы войны, и летом 1945 года его открыли для посетителей. Сегодня уникальный парк входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стоимость билетов
Взрослые РФ и государств ЕАЭС – 200 руб.;
Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС – 100 руб.;*
*По вторникам вход в Екатерининский парк для пенсионеров РФ и стран ЕАЭС бесплатный.
Курсанты, военнослужащие срочной службы – 100 руб.;
Ветераны боевых действий – 100 руб.;
Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС – 100 руб.;
Учащиеся (с 14 лет), студенты – 100 руб.;
Сотрудники государственных музеев России и государств-членов ЕАЭС* – 100 руб.;
Лица младше 14 лет – бесплатно;
На 30 посещений – 2 100 руб.
На 50 посещений – 3 500 руб.
На 100 посещений – 7 000 руб.
Режим работы
С 1 сентября по 14 апреля парк открыт с 7:00 до 21:00
С 15 апреля по 31 июля парк открыт с 7:00 до 23:00
С 1 по 30 августа парк открыт с 7:00 до 22:00
Кассы парка открыты ежедневно с 9:00 до 19:00.
Для посетителей действует 5 входов:
- рядом с Лицейской аркой
- у павильона «Эрмитажная кухня»
- у Кадетских ворот
- у Орловских ворот
- с Треугольной площади
Полезная информация для посетителей
Красносельские (Слоновые) ворота в Александровском парке
Пейзажный парк
Свободно спланированный Английский сад появился в Царском Селе во второй половине XVIII века. Он был создан, благодаря архитектору В. И. Неелову и садово-парковым мастерам И. Бушу и Т. Ильину. Гуляя по этой части Екатерининского парка, можно ощутить ароматный запах хвойных деревьев, насладится цветением шиповника, сирени и увидеть проворных белок.
С востока от Большого пруда возвышается Адмиралтейство. Так называют комплекс из трех павильонов, построенных из красного кирпича. Раньше здесь находилась царская флотилия – оригинальная коллекция из парусных и гребных судов, которые попали в Россию из разных стран мира. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.
Посредине Большого пруда находится живописный павильон «Зал на острову». Живописное здание использовали для отдыха гостей, которые катались на лодках. Сегодня в нем проводят концерты и торжественные мероприятия.
Павильон “Милоса баня”
С юга от Большого Екатерининского дворца красуется необычный архитектурный памятник – Гранитная терраса. Она была построена в начале XIX века из розового и серого гранита и украшена статуями. Сверху открывается замечательный вид на гладь пруда.
Туристы любят приходить к романтичному памятнику-фонтану «Девушка с кувшином». Это единственная скульптура, которую специально сделали для Екатерининского парка. Бронзовая фигура появилась в 1816 году. Ее автор – талантливый скульптор Павел Петрович Соколов использовал сюжет известной басни о молочнице, которая разбила кувшин. Посетители видят копию, а оригинал старинного фонтана хранится в фондах музея.
Три парковых монумента посвящены победе России в русско-турецких войнах. Это Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны. На юго-востоке парка возвышаются чугунные ворота с парными колоннами высотой 5,7 м. Они были отлиты в 1817 году по проекту скульптора Василия Петровича Стасова и посвящены победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Сверху на французском языке написаны слова Александра I «Любезным моим сослуживцам».
В южной части парка находятся ажурные Готические ворота. Их изготовили из чугуна в 70-е годы XVIII века. Мастера использовали иллюстрацию из альбома архитектурных памятников Англии, который попал в Россию в 1760-е годы.
Фонтан «Девушка с кувшином»
На границе парка, у дороги, которая ведет в сторону Гатчины, расположены Орловские ворота. Их история очень интересна. Представительные ворота поставлены по распоряжению Екатерины II и стали прижизненным монументом ее фавориту Григорию Орлову. Так императрица отметила заслуги графа, который в 1771 году возглавил борьбу с чумой в Москве и сумел спасти город от страшной эпидемии.
В конце XVIII века мода на строгие французские парки сошла на нет и на смену ей пришло увлечение английскими парками со свободной ландшафтной планировкой. Рядом с Новым садом появился живописный пейзажный парк. Сегодня он занимает большую часть Александровского парка. Здесь находится много уникальных сооружений и архитектурных памятников, но посетители навещают эту часть зеленой зоны гораздо реже, чем квадратные партеры, очерченные Крестовым каналом.
Возле Александровского дворца есть несколько прудов. На одном из них виден остров с Детским домиком. Маленький голубой павильон построили для детей императора Николая I в 1830 году. Внутри существовала гостиная и несколько просто отделанных комнат для развлечений и игр. Детей императора возили на остров на пароме и весельной лодке. В конце XIX века рядом с павильоном появились захоронения царских собак. Сегодня Детский домик нуждается в реставрации и закрыт для посетителей.
Китайская деревня в Александровском парке
С севера от дворца, за прудами возвышается пятиэтажная Белая башня. Сыновья Николая I использовали ее для военных игр и упражнений. Теперь в башне работает детский музейный центр.
На южной окраине пейзажного парка красуется павильон Шапель. Он был сооружен в 1828 году и выглядит, как частично разрушенная готическая часовня. Реставрацию павильона завершили в 2018 году, поэтому посмотреть на него приходит много туристов.
Малый китайский мост в Александровском парке
Прямые аллеи и извилистые дорожки сходятся в центре парка возле величественного Арсенала. Строительство краснокирпичного павильона было закончено в 1834 году. Здание с башнями стилизовано под средневековый замок с бойницами. Сегодня в отреставрированном Арсенале открыта постоянная выставка царского оружия, а рядом находится каменный Грот-родник.
Севернее стоит Пенсионерская конюшня. История этой парковой постройки началась в 1826 году, когда Николай I распорядился перевести несколько верховых лошадей из Санкт-Петербурга в Царское Село. Специально для доживающих свой век животных был построен двухэтажный павильон. Конюхи и смотритель располагались наверху, а старые лошади занимали первый этаж здания.
Детский домик в Александровском парке
Интересно, что возле старой царской конюшни сохранилось кладбище императорских лошадей, на которых ездили русские государи от Александра I до Николая II. Места погребения отмечены прямоугольными каменными плитами.
На севере парка стоит кирпичная Императорская ферма. С 1828 года она обслуживала царский двор и отбирала лучшие породы скота для выращивания в условиях России. На ферме жили ветеринарный врач и скотники, была собственная маслобойня и ледник. Излишки продукции – масло и молоко продавали всем желающим. Лучше всего сохранились здание коровника и дом смотрителя. Сегодня здесь находится конный комплекс музея-заповедника.
Драконов мост в Александровском парке
С востока от фермы можно увидеть памятник неорусского стиля – Ратную палату. Живописный комплекс был построен при Николае II – в начале прошлого века. Сооружение представляет неправильный многоугольник и состоит из зданий и башен в 2-3 этажа. В качестве прототипа архитектор Семен Сидорчук использовал средневековые постройки Пскова и Новгорода. Сейчас в Ратной палате работает единственный в нашей стране музей Первой мировой войны.
Один из самых красивых памятников садово-паркового искусства входит в состав музея-заповедника. Он занимает площадь 107 га. Большая территория обнесена оградой и открыта в любой день, кроме вторника. С конца октября по конец апреля туристов пускают в парк с 9:00 до 19:00, с мая по июль – с 7:00 до 23:00, в августе – с 7:00 до 22:00, а в сентябре с 7:00 до 21:00.
Зимой и в межсезонье вход бесплатный. С мая по октябрь берут 120 рублей со взрослых, 60 рублей со студентов и 30 рублей с пенсионеров. Посетителей до 18 лет и тех, кто купил билет в Большой Екатерининский дворец, в парк пускают бесплатно.
Администрация предлагает необычную экскурсию по парку на электромобиле. Туристам показывают главные павильоны и достопримечательности. Поездка рассчитана на 45 минут и стоит 250 рублей. Билеты на экскурсии продают в кассе, которая находится возле Адмиралтейства.
По Екатерининскому парку можно проехаться верхом. Час конной прогулки обойдется в 4000 рублей. По территории катают в восьмиместном конном экипаже, а по глади Большого пруда туристов возят на гондолах.
Александровский парк – любимое место отдыха императоров
Большой зеленый парк в Царском Селе занимает площадь 200 га. Его начали обустраивать в конце XVIII века, одновременно со строительством Александровского дворца. Туристы приходят на живописные аллеи, чтобы покормить белок, понаблюдать за птицами, подняться на вершину насыпного холма «Парнас» и полюбоваться старинными павильонами.
Как добраться
Парк находится в городе Пушкин, в 25 км с юга от Санкт-Петербурга. До Царского Села удобно добираться на электропоездах, которые отправляются с Витебского и Балтийского вокзалов. От станции «Царское Село» туристы садятся на автобус или маршрутное такси и доезжают до остановки «Дворцовая улица». Автобусы до Пушкина ходят от станций метро «Московская», «Купчино», «Московская» и «Звездная».
Отличные экскурсии по Санкт-Петербургу от
Поиск дешёвых авиабилетов в Санкт-Петербург на
Поиск жилья в Санкт-Петербурге на
Екатерининский парк находится в городе Пушкин, в 25 км с юга от Санкт-Петербурга. Сюда удобно добраться на электропоездах. Садитесь на электричку на Витебском или Балтийском вокзале и доезжайте до станции «Царское Село». От железной дороги к парку ходят автобусы и маршрутные такси. Многие туристы приезжают в Пушкин на рейсовых автобусах, которые курсируют от станций метро «Звездная», «Купчино» и «Московская».
Местность, на которой располагается парк, возвышается на 65 м над уровнем моря. Когда-то ее покрывали сосново-еловые леса и низинные болота. До 1702 года здесь находилась шведская усадьба Сарская мыза. Небольшой деревянный дом и хозяйственные постройки окружал сад, и прямые аллеи делили его на четыре равных квадрата.
Вид на Александровский парк и Александровский дворец
В 1720-1730-е годы на огороженном участке леса с запада от устроили царский Зверинец. Здесь содержали кабанов, лосей и зайцев для императорской охоты. Так как в парке было мало естественных водоемов и ручьев, по нему проложили каналы, и создали пруды. Потом на полянах среди деревьев появились первые павильоны и искусственные руины.
Дворцовые постройки и зеленые насаждения сильно пострадали в годы фашистской оккупации. Восстановление старинных павильонов, мостов и скульптур заняло долгие годы. Некоторые из них до сир пор остаются в разрушенном состоянии. Сегодня Александровский парк, как и все Царское Село, входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крестовый мост в Александровском парке
Регулярный парк
Старая часть Екатерининского парка спланирована в лучших традициях французского паркового искусства. Во время прогулки по Регулярному парку можно увидеть старинные павильоны.
Самый необычный из них – «Эрмитаж» находится за Рыбным каналом. Он был построен в 1740-е годы по проекту Михаила Григорьевича Земцова. Двухэтажное барочное здание очень похоже на Большой Екатерининский дворец. Оно использовалось для приемов иностранных гостей.
Императрица любила камерную обстановку, поэтому в «Эрмитаже» слуги не подносили еду к столу. В здании существовал специальный механизм, благодаря которому угощения поднимали наверх – в зал, где обедала царица и ее гости. В наши дни туристы могут осмотреть внутренние помещения, полюбоваться на затейливую лепнину и богато украшенные парадные столы.
Холодная баня с Агатовыми комнатами
На берегу прямоугольного Зеркального пруда красуется изящный павильон «Верхняя ванна». В одноэтажном классическом здании трудно узнать царскую баню. Однако, до конца XIX века здесь находились ванна, парилка и восьмигранный зал для отдыха. В наши дни в павильоне проводят выставки. Неподалеку стоит «Нижняя ванна» – баня для придворных, построенная в 70-х годах XVIII века.
Очень красив павильон «Грот», который расположен на северном берегу Большого пруда. Сегодня в бело-лазоревой постройке организуют временные выставки.
Среди других павильонов выделяется краснокирпичная «Эрмитажная кухня». Она была построена в традициях английской готики, но реставрационные работы здесь пока не закончены.
Более двух столетий ровные аллеи и дорожки украшают парковые скульптуры, которые были сделаны мастерами венецианской школы в начале XVIII века. Их перевезли сюда из Летнего сада Санкт-Петербурга. В наши дни самые старые скульптуры установлены в павильоне «Грот», на Главной аллее и возле входов в Большой Екатерининский дворец.
По замыслу Петра I статуи мифологических персонажей должны были представлять военные победы России. Однако, уже при его дочери Елизавете Петровне скульптуры Андромеды, Персея, Геркулеса и Марса превратились в обычные парковые украшения.
Екатерининский парк – зеленое ожерелье вокруг царского дворца
Царское Село известно не только роскошными дворцовыми постройками и памятью о юношеских годах Александра Пушкина. Здесь находится несколько уникальных парков. Самый большой из них – Екатерининский появился вместе со строительством царского дворца, еще во времена Петра I. Прогулки по живописным аллеям доставляют немало удовольствия.